Блог

Лена Ленских о зеркалах в резных рамах

Зеркала появились в интерьере как предмет роскоши. Первоначально их изготовление было очень дорогим, и таким ценным предметам подобало достойное обрамление. Так что изначально резные рамы подчеркивали высокую стоимость зеркал. Рама – это архитектура в миниатюре, в ней присутствуют архитектурные элементы – фронтоны, пилястры, колонны, скульптуры. Благодаря тем или иным элементам мы можем отнести зеркало в раме к тому или иному стилю.


Об эстетике резьбы по дереву и о том месте, которое зеркало в резной раме занимает в современном интерьере, рассказывает дизайнер Лена Ленских.

Дизайнер Лена Ленских

Строгость классики

Я очень люблю классические зеркала именно в стиле классицизма. В отличие от пышных барочных стилей, у классической архитектуры и интерьеров все-таки более строгие законы и каноны, что, наверное, очень важно в моих вкусовых пристрастиях. Поскольку в классике я нахожусь со своим чувством меры, то не зря люблю палладианство — наверное самое аскетическое направление в среде всех классических.


Классика — это строгость, симметричность предметов. Поэтому к композиции зеркала в резьбе у меня высокие требования. Я люблю симметричные зеркала круглой, прямоугольной, квадратной формы. Овальное зеркало тоже может быть красивым.


Важно, чтобы резное зеркало не было кричащим и вульгарным. В таком случае оно может стать украшением современного минималистичного и очень строгого интерьера, не будет из него «вываливаться».

Проявленные предметы

Некоторые декораторы считают смелым приемом такое «осовременивание» классических рам, когда их полностью заливают глянцевой краской, из-за чего они приобретают буквально пластиковый вид.


Но резная рама – это очень душевный предмет. Она одухотворена руками сделавшего ее мастера. Резчик старался сделать её максимально выразительной, сохранить текстуру материала.


Есть проявленные люди, а есть проявленные техники и предметы. Когда мы восклицаем: «Какая красивая резьба!» — означает, что её сделали с выступающими, можно сказать заостренными гранями. Такое ощущение что она вся прорисована. Можно сравнить это с рисунком или графикой, выполненными хорошо отточенным карандашом.


Нам кажутся особенно красивыми люди с тонко прорисованными чертами лица. Так они созданы, Бог постарался. В руках человека — сделать столь же изящно прорисованную вещь.

Антиквариат или современность?

Почему нам нравится не плоскостная резьба, а прорезная? Потому что когда нет заполняющего фона, вещь становится многомерной, скульптурной и в этом проявляется ее красота. Ее хочется потрогать, она очень тактильна. Если к тому же это дерево брашированно, убраны мягкие волокна и дополнительно подчеркнута фактура, рисунок дерева становится особенно выразительным.


Я не поддерживаю миф о том, что красивыми резными зеркалами могут быть только антикварные, пришедшие к нам из XVIII-XIX века. Это заблуждение. В те времена создавали немало некрасивых по композиции вещей. По-настоящему красивое зеркало даже среди винтажных антикварных предметов найти крайне сложно.


Зато есть прекрасные мастера, которые и сейчас прекрасно делают резьбу руками. Веяние времени — резьба на ЧПУ станках. Но и её можно выполнить по-разному. То, насколько красивой получится модель, которую вырежут по программе, очень сильно зависит от человека. Кроме того, в конце резьбу все равно мастер дорабатывает руками. Мы не можем избежать влияния современности, но не значит, что это плохо.

Объект желания

Еще я люблю красиво запатинированные рамы. Состарить листовую поталь так, чтобы она подчеркнула форму и достоинство резьбы — тоже непросто. Естественно все это потом покрывается лаками так, чтобы материал выдержал влажность даже в ванной комнате.


Я считают, что резное зеркало — это дорогая, эксклюзивная вещь. Её долго ищут или долго создают, но на сегодняшний день это один из самых красивых и самых желанных декоров в интерьере дизайнеров и декораторов. Эта вещь может быть неотразима. Представьте, как мы красиво смотримся в этих зеркалах, когда они нас обрамляют!