Публикуем полную версию интервью с небольшими дополнениями.
— Чем хороша графика с точки зрения дизайнера?
— Сразу выдам слоган. Современные интерьеры рождают коллекционеров. Как в старые добрые времена. У людей наконец появилось обилие стен, на которые нужно что-то вешать.
Встает выбор: либо вы вешаете искусство, либо ремесло. Искусство это то, что несет в себе эмоциональный заряд, рождает то или иное настроение. Ремесло – просто хорошо, качественно выполненная работа.
Дизайнеры к художественным работам терпимы и нетребовательны. В массе своей дизайнеры ставят в приоритет цветовое пятно. Им важно, чтобы оно вписалось в интерьер. Мало кто при этом думает, искусство это или ремесло.
Однако если человек относится к тому, что висит у него на стенах, не просто как к цветовому сопровождению своей жизни, а хочет иметь эмоциональный отклик от ежедневного контакта с этой вещью, то, конечно, к ней предъявляются большие требования.
Живопись покупать сложнее. Она как правило дороже, более объемна по ощущению и масштабу, значительнее в интерьере и сильнее воздействует на человека. Поэтому к ней относятся соответствующим образом.
Графики, как я всегда говорю, много в интерьере не бывает. Она хорошо смотрится в шпалерной развеске, причем работы можно периодически перевешивать и заменять.
— Графику лучше располагать группами?
— Можно и группами, и единично. Ведь в графике встречаются очень живописные и поэтому самодостаточные работы.
Группами располагают вещи, которые смотрятся как триптих или имеют какую-то общую логику. Работы можно скомпоновать по цвету и настроению. Это могут быть и натюрморт, и пейзаж, которые складываются на стене в определенную композицию.
Необязательно делать их одинаковыми. Но если их правильно сложить, то ваш интерьер оживет, потому что в него попадет искусство. А вы так положите начало своей коллекции.
Вы поймете, как пространство начинает работать с искусством, как им заполняются стены. Удивительное дело, позже, когда вы захотите что-то поменять и стена на какой-то момент остается свободной, вам точно начнет чего-то не хватать. Уже никогда без искусства эту стену вы не оставите. Графика дает возможность делать это недорого, живопись более требовательна.
— Как графика соседствует с живописью? Возможно ли это соседство?
— Не только возможно, но всячески пользительно, по-русски говоря.
Все мы становимся немножко коллекционерами, у нас появляется азарт. Как правило, сначала в интерьер человека приходит графика. За ней обязательно приходит живопись. Могу сказать из своей большой дизайнерской практики, что это закон.
На графике постепенно воспитывается вкус. Если человек увлекается и начинает ее собирать, то он понимает, что ему нравится, чего он хочет или не хочет. По сути дела у обычного человека, не искусствоведа, при покупке произведений искусства нет другого ориентира, кроме собственного вкуса. Человек выбирает работы с определенным настроением.
— Зависит ли выбор графики от назначения пространства?
— Для каждого назначение пространства – свое. Один в спальне только спит, другой смотрит телевизор, думает, читает. Поэтому решение об искусстве в интерьере зависит не от назначения помещения, а от его хозяина. И, наверное, то, что он вешает в спальне, на кухне, в гостиной и даже в ванной, очень характеризует самого человека.
— Где лучше располагать графику?
— Где хотите, и где вы ее видите: на стене, на полках. Для любой картины важно, если мы ее уважаем, чтобы она просматривалась, чтобы на нее хорошо падал свет и все гармонично выстраивалось относительно общей композиции. Иногда это все хорошо работает вместе с фотографиями или скульптурами. У нас же в интерьере много чего есть, все это очень объемно и тактильно.
Еще графику можно очень по-разному оформлять: выбрать как скромное паспарту, так и нарядную раму.
— Что можно сказать о черно-белых работах?
— Черно-белая графика очень любит воображение. Мысленно вы сами добавите туда все краски.
— А о том, как в интерьере смотрится обнаженная натура?
— Ню – тема, которую не каждый заказчик готов видеть в интерьере. И очень зря, потому что такая работа может быть как страстной, чувственной, так и совершенно нежной, привносить в интерьер настроение романтики и абсолютно не спорить с женщинами в интерьере, даже самыми красивыми.
— С какими сложностями сталкивается дизайнер при выборе графики в интерьер?
— Выбирать картины для собственных проектов – это очень сложно. Художники сосредоточены на творчестве, работ очень много, поэтому так важен отбор, который делает галерея. Галерист – этот тот профессиональный помощник, который покажет, как работа будет смотреться и как ее лучше преподнести.